Изготовление подложки палубы с погибью
Добравшись в переработке КИТа до изготовления палубы, озадачился вопросом погиби палубы - какая должна быть, как расчитывается и изготавливается. Покопав интернет по кусочкам собрав во едино найденную информацию, решил собрать в одном теие.
Более подробно о погиби и методах расчётов и построений читаем Погибь палубы. Расчёты и построения.
На серьезных моделях палуба формируется на изогнутых бимсах путём непосредственной укладки доски или собранной на тонкой подложке. Юолее универсальный вариант, подходящий как для профессиональных моделей , так и для модернизации КИТов - это изготовление подложки из фанеры необходимой толщины с последующим приданием ей необходимой покатости.
Не углубляясь в теорию. приведённую выше по ссылке, и позволяя себе некоторые вольности по части расчётов и вычислений (КИТ переделываем, не адмиралтейку строим) примем погибь будущей палубы за 1,2мм.
Подыскиваем необходимый материал, в нашем случае фанера. Подложка палубы, предлагаемая набором КИТа, имеет толщину 3 мм, следовательно толщина вновь изготовленной по краям должна быть соответственно 3мм во избежании дальнейших не состыковок деталей. За максимальную высоту параболы , образующей погибь, мы приняли 1,2мм, следовательно в толщина листа заготовки должна быть не менее 3мм+1,2мм=4,2мм. По скольку фанеры с такой толщиной в природе не существует выбираем ближайшую толщину - 5мм. Можно взять толще или тоньше, одако этим увеличиваем затраты труда и времени - в одном случае больше строгаем, в другом клеим более тонкую фанеру в бутерброд и опять строгаем.... А оно нам надо?
Существуют несколько способов вывести параболу на плоски заготовки. В зависимости от избранного понадобится тот или иной инструмент и кое какие навыки. Способ первый - строгаем рубанком. Нужен нормальный рубанок с прецинзионной настройкой, хорошим ножом, подходящим размером башмака и , на конец, навыки обращения с этим инструментом и правильно стоящие руки. Не подходит? не наш случай? Ну тогда в качестве второго способа можно воспользоваться шлифмашиной. Штука по проще, но шумная и пыльная. Нет такого дивайса? или жена сквозь гул шлифовалки пообещала устроить пожар на вашей верфи? Ну тогда остановимся на третьем, не требующем ни особых инструментов, и особых навыков - наждачная бумага. Приятное шуршание в спокойной обстановке, периодическая уборка опилок и не быстрый съём материала позволять наслаждаясь и контролируя процесс, можно не слишком быстро изготовить подложку палубы.
Тереть куском наждачки будут дилетанты, мы изготовим "сухарь" - прямоугольный брусок древесины, на который при помощи двустороннего скотча приклеена наждачка разной зернистости.
Одна широкая и одна узкая сторона оклеены наждачкой с крупным абразивом 60 или 80, оставшиеся стороны более мелкой - 100-120. Первая необходима для чернового снятия, вторая - для доводки и корректировки. Наждачку лучше брать на матерчатой основе, так как она более износоустойчивая.
Поскольку толщина заготовки несколько толще исходного размера, а фанера многослойная, после промеров видим необходимость слущит верхний слой шпона, убрав таким образом 1мм толщины и в конечном итоге получив заготовку толщиной 4,2 мм. Забыл отметить - при более точном замере тощины фанеры , обнаружилось, что вместо заявленныз 5мм имеем 5,2мм.
Как видим, пришлось прибегнуть к применению стамески.
В конечном итоге должно получить вот такую заготовку. Советую обратить внимание на то, что снят продольный слой шпона и на стартовой поверхности оставлен поперечный. Сделано не случайно. В моём случае фанера оказалось НУ ОООООЧЕНЬ жесткой, а перепендикулярное истирание твёрдых волокон проходит гораздо быстрее, нежели продрольное.
Заготовку можно не крепить, а можно прикрепить к дополнительной поверхности (толстой фанере или доске) при помощи деревянных зубочисток. Делается это следующим образом - в заготовке и доп поверхности сверлится десяток отверстий под разными углами, в которые забиваются зубочистки. Можно посадить на клей. Прикрепленную заготовку удобнее обрабатывать рубанком или шлифмашиной. В нашем случае можно обойтись и без крепления.
Отмечаем центральную продольную ось заготовки, с торцов , при помощи шаблона, наносим необходимую ранее вычисленную параболу. Стачивание начинаем с краю, приблизительно обрабатывая две трети за проход. Проход необходимо делать с одинаковым усилием по всей длине заготовки. Направление "от центра к краю" лучше не использовать. При продольном стачивании заготовка с обрабатывается раномерно, без перепадов. Периодически с помощью шаблона проверяем ход работы, штангелем контролируем толщину краёв.
Можно изготовить шаблоны и контршаблоны из картона ватмана и тд, но если есть возможность, лучше стать обладателем такого инструмента - частенько он может пригодиться при постройке модели. Выдвинутая игла шаблона указывает на верхнюю точку нашей кривой.
Стирание слоев фанеры может служить подсказкой в работе, указывая на её скорость и качество. Но особо на этот показатель ориентироваться не стоит, промеры шаблоном и штангельциркулем куда надежнее.
По логике в фанере слой должен иметь одинаковую толщину по всей площади и цельность. Но на практике оказывается, что и выщеблены в слоях имеются да и слой может быть разной толщины компенсированный клеем. Вот так случилос в нашем случае - и полости вскрылись и по краю истираемого слоя видно , что при равномерном утоньшении, линия которая теоритически должна быть прямой, напоминает траекторию возвращения из пивной после хороших поседелок.
Предрекая возможный скептецизм, скажу - за вечер мне удалось полностью от "фанеры" до готовой детали завершить работу
Трещина!?!? Надо удалить! В дальнейшем при приклеивании палубного настила можно в нее угодить. Устраняем...Готовим по старинному рецепту, пришедшему к нам от дедов и переданный нам отцами и пьяненьким трудовиком в школе, клеевую шпатлёвку - ПВА+опилки от этой же фанеры. ПВА смешиваем с опилками, при этом опилок приблизительно в три раза больше чем клея. Будет жиже, придётся замазывать два раза.
Зашпатлевали, лишнее срезали и процекливали при помощи цикли или лезвия от обычного канцелярского ножа.
Осталось выверить и подогнать в сечении нашу заготовку. Вот тут в дело вступает более мелкая шкурка, которая одновременно и подгоняет к размеру и подшлифовыет деталь. Можно конечно и крупной наждачкой , но она не даёт права на ошибку - чуть перетер, зазевался, получил "яму" на плоскости или свалил край....
Ну вот наверное и всё.....
Источник: serikoffshipmodels.com