Закрыть
Информация
создай шедевр
своими руками!
Штурвал
Мы в instagram!
Перезвоните мне!
Напишите мне письмо!

Навивка канатов для такелажа

Опубликовано: 4 декабря 2014, 23:18

Прежде всего хочется выразить огромную благодарность Дмитрию Калмыкову, предоставившего нехитрый тросомот, Светлане Бугаевой из минской компании 'Метолит' за должное понимание, терпение, помощь в выборе, и , конечно же, за предоставленные образцы нитей. Дмитрию Лучину и Денису Калашникову за консультации, рецензию и некоторые предоставленные материалы из их собственного опыта. Валентину Демину за рецензию.

 

По опыту изготовления моделей из наборов, и по многочисленным отзывам моделистов, оказалось, что нитки, идущие в наборе требуют замены. Если, конечно, хочется оживить модель и сделать ее более правдоподобной, а не игрушкой. Итак, вот основные недостатки ниток из наборов:

  • имеют большой ворс, приходится с этим как-то бороться;
  • не обладают достаточной прочностью, особенно тонкие;
  • как правило, набор диаметров скуден;
  • диаметр нитей обычно не соответствует заявленному (например, артезаньевские 0,15мм реально больше, чем 0,3мм);
  • не имеют четкой структуры и по виду лишь отдаленно напоминают канат;
  • цвет далеко не всегда соответствует реальности;
  • имеют тенденцию заканчиваться, когда еще сделан не весь такелаж.

В связи с этим возникает потребность в самостоятельном изготовлении канатов, лишенных вышеперечисленных недостатков.

 

ЧЕМ.

 

Инструмент для навивки троса

Вот такое нехитрое устройство попало мне в руки. Принцип его действия довольно прост. Каждая из 3-х (или 4-х) нитей закручиваются в одну сторону тросомотом, все же вместе они завиваются в другую сторону благодаря силам природы. Работать можно как в горизонтальное плоскости, так и в вертикальной.

Инструмент для навивки троса

Мне было удобнее делать это вертикально. Один из минусов вертикального способа - объективное ограничение по длине получаемого каната.

Инструмент для навивки троса

Крутим ручку по часовой стрелке. Нить закручивается против часовой. Нити же в канат будут скручиваться по часовой стрелке.

Бобышка

Бобышка (диаметр 14мм) необходима в месте скрутки нитей, чтобы не давать им скручиваться раньше времени, а угол скручивания зависит от равномерности изначального натяжения нитей и степени их последующего закручивания.

 

 

  

КАК.

 

конструкция

Городим вот такую конструкцию. Сверху в тисках тросомот. Снизу груз, который должен быть достаточно большим, чтобы не давать нитям при закрутке собираться в барашки, но и не достаточно большим, чтобы нити не рвались. Его величина подбирается экспериментальным путем. В данном случае я использовал патрон из набора Unimat 6in1. В месте свивки - бобышка из фторопласта. 

конструкция

Крутим тросомот до тех пор, пока груз сам не начнет вращаться. В этот момент интенсивность вращения ручки тросомота можно значительно уменьшить так, чтобы частота вращения нити примерно совпадала с частотой вращения груза.

Момент скрутки нитей

Момент скрутки нитей.

Готовый канат

В результате получаем вот такой канат.

 

 

 

ЧТО.

Один из самых больших вопросов - какие нитки использовать. Я остановился на полиэфирных. У них есть несколько довольно весомых достоинств по сравнению с другими нитями. Не ворсистые, очень крепкие, палитра цветов довольно большая, четко различаются пряди в готовом тросе, что делает его красивым, текстурным, наглядным.

Основной показатель размера нити, который нас интересует - ее диаметр. Однако в подавляющем большинстве случаев производители используют линейную плотность как основную характеристику нити. Целью данного обзора было найти некую зависимость между линейной плотностью используемых нитей и конечного диаметра получаемого каната. Линейная плотность измеряется в тексах (tex) и показывает сколько грамм весит 1 км нити. Также используется децитекс (dTex), где 1Tex=10dTex. Как можно легко догадаться, что чем больше тексов, тем толще нить.

Из нити каждого размера навивалось до 5-ти разных канатов тросовой работы. Диаметр полученного каната измерялся следующим образом: канат наматывается на стержень, делается порядка 10-30 шлагов, в зависимости от его толщины. Измеряется полученный линейный размер и делится на кол-во шлагов.

 

Испытания проводились над нитями трех разных производителей.

  • Прядильно-ниточного комбината им Кирова, Санкт-Петербург. Нить 22Л.
  • ЗАО 'Моснитки', Москва. Остальные нити с суффиксом 'Л'.
  • Немецкого концерна Gutermann. Нити Skala, Tera.
Нить dTex Свивка Диаметр, мм   Нить dTex Свивка Диаметр, мм
Skala 360 80 1x3 0.19   22Л 220 1x3 0.33
Skala 360 80 2x3 0.26   22Л 220 2x3 0.55
Skala 360 80 3x3 0.38   22Л 220 3x3 0.68
Skala 240 120 1x3 0.22   70Л (1/3) 230 1x3 0.33
Skala 240 120 2x3 0.35   70Л (1/3) 230 2x3 0.50
Skala 240 120 3x3 0.48   70Л 700 1x3 0.62
Skala 200 150 1x3 0.26   70Л 700 2x3 1.00
Skala 200 150 2x3 0.42   70Л 700 3x3 1.22
Skala 200 150 3x3 0.48   130Л (1/3) 430 1x3 0.48
Tera 80 (1/3) 115 1x3 0.27   130Л (1/3) 430 2x3 0.70
Tera 80 (1/3) 115 2x3 0.36   130Л 1300 1x3 0.88
Tera 80 350 1x3 0.43   130Л 1300 2x3 1.50
Tera 80 350 2x3 0.65   170Л (1/3) 560 1x3 0.60
Tera 80 350 3x3 0.84   170Л (1/3) 560 2x3 0.85
Tera 60 (1/3) 160 1x3 0.25   170Л 1700 1x3 1.15
Tera 60 (1/3) 160 2x3 0.42   170Л 1700 1x4 1.30
Tera 60 500 1x3 0.62   170Л 1700 2x3 1.70
Tera 60 500 2x3 0.78          
Tera 60 500 3x3 0.95          
Tera 40 (1/3) 250 1x3 0.31          
Tera 40 (1/3) 250 2x3 0.50          
Tera 40 750 1x3 0.62          
Tera 40 750 2x3 0.95          
Tera 40 750 3x3 1.25          
Tera 30 (1/3) 330 1x3 0.38          
Tera 30 (1/3) 330 2x3 0.57          
Tera 30 1000 1x3 0.72          
Tera 30 1000 2x3 1.00          
Tera 30 1000 3x3 1.45          
Tera 20 (1/3) 500 1x3 0.50          
Tera 20 (1/3) 500 2x3 0.75          
Tera 20 1500 1x3 1.00          
Tera 20 1500 2x3 1.50          
Tera 10 (1/3) 1000 1x3 0.68          
Tera 10 (1/3) 1000 2x3 0.95          
Tera 10 3000 1x3 1.30          
Tera 10 3000 2x3 1.94          

Примечание:

1/3 означает, что нить распускалась на составляющие ее стренги и из них навивался канат;

1х, 2х, 3х - количество каболок в стренге;

х3, х4 - количество стренег в канате;

реальный канат измеряется по длине окружности, здесь приведены диаметры;

 

Зависимость диаметра каната

Черной линией на графике показан степенной тренд.

 

Более полную информацию об отечественном производителе можно почерпнуть из приведенных ниже графиков, любезно предоставленных Дмитрием Лучиным. Графики теоретические, незаменимы для ориентировки, и на практике на них вполне можно полагаться.

На левом графике видна зависимость диаметра трехстренгового каната тросовой работы (по вертикале) от толщины используемой каболки (тип нити марки 'Л') и количества каболок (нитей) в стренге (по горизонтали). На правом соответственно для четырехстренгового каната.

Четырехстренговый канат скручиваться плотно не может, поэтому он может быть с браком. Чтобы этого не было, надо вводить сердечник толщиной примерно в половину толщины стренги.

Кроме того, по этим графикам можно довольно просто для любой нити спрогнозировать диаметр получаемого каната в зависимости от количества каболок. Например, намотав пробный канат 1х3 (три стренги в одну каболку), получился канат диаметром 0.6мм. Ставим точку на плоскости левого графика. Она попадает между линиями для 42Л и 70Л. От этой точки по образу соседних линий (42Л и 70Л) рисуем подобную им кривую. В результате получим примерную зависимость диаметра каната от количества используемых нитей данного типа в каболке.

зависимость диаметра трехстренгового каната

Вот необходимые цвета:

- по каталогу Gutermann:
черный - 0000; 
темно-коричневый - 696 (Skala 360, 240, 200) и 452 (Tera); 
рыжий - 180 (Skala 360, 240, 200) и 448 (Tera); 
бежевый - 464 (Skala 360, 240, 200) и 131 (Tera).

 

- по каталогу ПНК Кирова, Питер: 
темн-кор - 5312;
беж - 5304;
рыж - 4612; 
телесный - 4604;

 

- по каталогу ЗАО Моснитки, Москва: 
темн-кор - 104; 
беж - 099; 
рыж - 097; 
телесный - 094.

 

 

Для примера качества получаемых канатов приведу фотографию брюка, сделанного из 1/3 70Л в три стренги, бензель сделан из 22Л, сначала распущенной на две нити по 11Л, а потом заново свитой в две стренги.

брюк

Также в качестве справочной информации приведу таблицы расчета стоячего и бегучего такелажа. (Источник - Хоккель. Т.е данные для усредненного корабля 18го века). В колонке 'Реальный диаметр' приведены цифры для масштаба 1:90 в случае, если толщина грот-мачты составляет 10мм.

 

источник: shipmodeling.ru

Автор статьи: Алексей Доманов, Минск

+380
Отмена
Отмена