Закрыть
Информация
создай шедевр
своими руками!
Штурвал
EnglishGermanItalianRussianUkrainian
Мы в instagram!
Мы в Контакте!
Перезвоните мне!
Напишите мне письмо!

Конструкция кормы и надстройки

Опубликовано: 20 ноября 2014, 22:21

Уже упоминалось, что корма галер, для которой в районе Средиземноморья лучше применять итальянское обозначение Pupp, по-русски пупа или поппа, до XIV в. имела высоко поднятые <рога> или <крылья>, соединенные поперечными распорками, служившие, по всей вероятности, для укладки длинного рея, когда его спускали на палубу. Эти рога, несомненно, являлись остатками высоко поднятой кормовой части, которая широко применялась в античном мире у египтян, финикийцев, этрусков, греков и римлян. <Рога> исчезают в середине XIV в. и вначале часто заменяются небольшой четырехугольной надстройкой (нем. Нипе - хижина), закрытой крышей, что хорошо видно на турецких галерах (ил. 2, с. 1). В середине XV в. здесь тоже происходят изменения. До этого времени надстройка по своей ширине и длине не переходила за верхний край кормы корпуса и стояла именно на палубе. Теперь ее перестраивают. Вначале это простой прямоугольный ящик, который только немного по бокам и в корме выдается над собственной кормой корпуса (ил. 1). Но уже в следующем столетии она все больше и больше сдвигается за корму, первоначально поддерживаясь сравнительно легкими консолями, а позднее искусно вырезанными фигурами, придававшими далеко выступавшей конструкции легкость и почти невесомость (ил. 18, с. 40 и 20, с. 42). Также в XV в. эту кормовую надстройку, предназначенную исключительно для рулевых и офицеров, стремятся покрыть крышей. Вначале это был простой каркас из шестов, над которым, как на палатке, был натянут тент (ил. 22, слева, с. 44). В то же время на галеасах в основном ставили и стабильные деревянные постройки (ил. 22, справа, с. 45, 23 и 26, с. 47, 52). 
Затем на галерах устраивают открытый дугообразный каркас, над которым и натягивают тент. На картине Тинторетто, находящейся во Дворце дожей в Венеции (рис. 13), видно, что сперва это были одна или две дуги. Вскоре их становится больше и для увеличения прочности соединяют продольными связями (ил. 3, с. 14). Такой полубочечный каркас сохранялся вплоть до середины XVIII в., хотя уже в XVII в. в связи с новым креплением тента он потерял свою первоначальную роль. Сам тент, часто из вышитого тяжелого дорогого материала, вначале укладывали прямо на открытый каркас, по бокам которого он иногда свисал почти до воды (ил. 24, с. 48). Вероятно, во Франции в XVII в. предпринимают новый способ установки тента. Под тяжелой материей, лежавшей непосредственно на каркасе, на солнце часто возникала невыносимая жара, поэтому тент стали натягивать так, чтобы его продувало ветром. Как видно на ил. 19, с. 41, на <крыше хижины> были укреплены четыре легких шеста, выступавшие по сторонам, на которых и лежал почти квадратный тент. 
В конце XVIII в. прежде всего на венецианских галерах перешли к постройке над <хижиной> твердой крыши (ил. 20). Нос и особенно корма судна всегда были местами, имевшими художественные украшения. Галеры тоже не являлись исключениями, только у них часто чрезвычайно роскошное оформление почти исключительно концентрировалось на корме, а точнее на кормовой надстройке. Не хочу здесь останавливаться на различных формах и стилях - приводимые рисунки и иллюстрации говорят за себя сами. Укажем лишь на важнейшие места, где эти украшения приводились с особой любовью. Такими были несущие консоли под далеко выдающейся кормовой надстройкой, затем поля на боковых и кормовых стенках <хижины>, которые в конце XVII - начале XVIII в. были часто покрыты искусно вырезанными деревянными рельефами, затем руль, особенно место насадки румпеля, и, наконец, почти всегда богато и великолепно украшенный транец, замыкавший кормовую надстройку. Значительные изменения испытали последние галеры на рубеже XVIII и XIX вв. В неспокойное время Французской революции, революционных и наполеоновских войн страны не могли позволить себе роскошь великолепных судов и галеры стараются превратить в <деловые полезные суда>. Однако как далеко в течение предыдущих полутораста лет они ушли от какой-либо деловой пользы, вряд ли необходимо еще раз подчеркивать. Отчетливее всего наступившие изменения видны на корме и надстройке на ней: там, где несколько лет назад находились скульптурные украшения и богатая позолота, теперь используют не украшенные деревянные доски. Вместо полубочкообразной крыши надстройка стала иметь плоскую, тент исчезает, паруса получают двойные рифы, ахтерштевень и руль теряют свой серповидный изгиб и становятся прямыми (ил. 21, с. 43 и 28, с. 57). Но как раз вследствие исчезновения украшений еще подчеркнутее стала видна элегантность линий этих судов. Кормовые фонари появились на галерах уже в XVI в., но еще не были повсеместны. Обычно их применяли только на командных галерах, но и там почти всегда это был только один фонарь - в отличие от парусных судов, которые нередко несли до пяти. Галеасы почти всегда имели кормовые фонари, но, очевидно, и здесь довольствовались единственным.

 

Конструкция кормы и надстройки

источник: shipmodeling.ru

+380
Отмена
Отмена