Закрыть
Информация
создай шедевр
своими руками!
Штурвал
EnglishGermanItalianRussianUkrainian
Мы в instagram!
Мы в Контакте!
Перезвоните мне!
Напишите мне письмо!

Мачты и реи

Опубликовано: 20 ноября 2014, 22:19

К сожалению, вплоть до середины XV в. отсутствуют надежные источники, по которым можно узнать размеры мачт и реев. Однако если измерения позднейшей одномачтовой галеры сравнить с соответствующими измерениями парусного судна того же времени, можно получить все же довольно точную картину.

Во второй половине XV в. соотношение грот-мачты к длине судна было 0,47, и в течение XVI в. оно сократилось до 0,42, прочие мачты на галерах в XVI в. тоже стали короче. Длина рея в середине XV в. составляла 0,84 общей длины судна, а на более старых галерах, скорее, была еще больше. На парусных судах с латинским вооружением в IX в. и вплоть до XV в. не редкость были реи, длина которых равнялась или даже превосходила длину корпуса судна. Поэтому можно полагать, что в XIII-XIV вв. реи на галерах доходили до 0,9 длины корпуса судна. В XVI в. не только мачты, но и реи стали заметно короче. Так как галеры были плохими парусниками, то когда мачты, реи и паруса уменьшились, то это даже пошло на пользу, так как теперь понизился центр тяжести судна. Ко времени битвы при Лепанто длина рея одномачтовой галеры составляла 0,72 общей длины судна; в последующее время она больше не менялась, так как твердо установлено, что между 1570 и 1650 гг. на всех типах галер и галеасов размеры мачт и реев по отношению к длине корпуса достигли окончательных величин. Так, твердым правилом было, чтобы длина грота-рея галеры была такой величины, что, будучи опущенным на палубу, своими концами он должен лежать передним на баке или на боевой платформе на баке, а задним на корме, т. е. на крыше надстройки. Такая длина требовалась потому, что часто рей выполнял функцию <позвоночника> для большого брезента, покрывавшего все судно.
До XIII в. реи поднимали очень высоко, почти под топ мачты, изогнутого вперед в виде крюка, чтобы спуск рея с мачты был свободен. В XIII в. этот крюк исчез, а рей опустили пониже. Наименьшей высоты реи достигли в середине XV в.- 0,36 длины мачты, считая от вершины - топа. После этого реи снова поползли вверх и, наконец, во второй половине XVI в. венецианцы, турки и испанцы остановились на 0,2, а французы, мальтийцы и генуэзцы - на 0,28 длины мачты, тоже считая от ее верхнего конца. Прежде чем перейдем к многомачтовым галерам и галеасам, сообщим ряд сведений о мачтах и реях этих судов, которые практически совсем не менялись, безразлично к какому времени или национальности принадлежало судно.
В противоположность парусным судам мачты галер, наверное, принципиально изготовляли из одного бревна, а не из отдельных досок, иначе им понадобились бы вулинги, чтобы их скреплять. Известно лишь единственное изображение галеры, чья мачта имеет вулинги - на гробнице адмирала Контарени в Падуе.

 

В отличие от галер на галеасах предпочитали использовать составные мачты с вулингами, причем не только на фок- и грот-мачтах, но часто также и на бизань-мачте. В этом еще отчетливее проявляется конструктивная близость их к парусным судам. Топ мачты был четырехгранным со шкив-гатом, через который проходил фал. Салингов на галере принципиально не было. Марсы - <мачтовые корзины> на французских судах были редки, на венецианских и испанских, напротив, относительно часты; но они всегда были небольшими и первоначально имели вид плетеной корзины, от которой позднее остался лишь <костяк> позади топа мачты. Флаг-стеньги не имели собственного такелажа и обычно были просто принайтовлены к верхней части мачты.

 

Диаметр мачт с небольшими отклонениями составлял 0,025 их длины, уменьшаясь к верхней оконечности на 0,2 толщины. Указание о длине топа мачты, даже приблизительное, сделать невозможно: длина его менялась не только со временем и районом использования, но значительно и от судна к судну. Реи всех судов с латинским вооружением - точнее их называть рю (нем. Ки1е), большей частью состояли из двух или даже трех бревен - спиртов. Это объяснялось следующим: трудно было бы найти длинное прямое и без сучков дерево, и длинное бревно слишком легко бы сломалось. Связывая несколько спиртов, добивались не только большей эластичности, но в опаснейшем месте (в середине) рей был двойным и дополнительно усилен тросовыми бандажами. Диаметр рея составлял 0,011 его длины, уменьшаясь к концам на 0,4 своей толщины. Данные же о соотношении отдельных спиртов относительно друг друга сообщить невозможно, да, очевидно, здесь и не было твердых правил. Лишь обозначение <(^иагЬ (четверть) для нижней части рея на французских галерах позволяет заключить, что когда-то она составляла четвертую часть длины рея.

 

Уже в XIV в. на больших галерах стали ставить вторую мачту. Однако ее введение растянулось до первой половины XVI в., когда окончательно решили, для чего она, собственно, нужна.
Вторая мачта ставилась как фок- или бизань-мачта, т. е. впереди или позади грот-мачты, и иногда была такой же величины, как и грот-мачта, но, как правило, значительно меньше, обычно с латинским вооружением или как фок-мачта - с прямым. Первоначальная цель, приведшая к появлению второй мачты, была та же, которая на парусных судах способствовала к введению бизань-мачты с латинским вооружением: она должна была улучшить управление и маневренность судна и действительно улучшила. Однако намерение сделать приличным парусником галеру с помощью второй мачты оказалось напрасным, несмотря на то, что в качестве фок-мачты для нее нашли относительно удобное место на баке. Когда же в XVI в. ее существенно увеличили, то в определенной степени даже добились первоначальной цели. Так как фок длинное судно тянул, а не толкал, как грот или даже бизань, то галера на повороты руля стала реагировать сравнительно хорошо. Позднее, в XVII-XVIII вв. предпринимались попытки установить третью - бизань-мачту, но без положительных результатов. На галерах бизань-мачта всегда была исключением.
Что касается относительных размеров, то и здесь, как и во всем развитии, различают два главных направления: Франция и Мальта, с одной стороны, и Венеция, Испания, Неаполь - с другой. Генуя, которая в постройке корпуса и во многих деталях подражала Франции, в такелаже предпочитала венецианское направление.
Относительно же турецких и греческих галер из того небольшого материала, который находился в нашем распоряжении, трудно вывести бесспорное заключение. Опираясь на мальтийские и французские источники, можно утверждать, что в XVII-XVIII вв. турки, очевидно, предпочитали одномачтовые галеры. Единственное изображение двухмачтовой галеры из восточной части Средиземного моря находится на греческой иконе 1717 г. (ил. 18, с. 40). В пропорциях своих мачт и реев эта галера следует французскому образцу, а так как на иконе изображено не определенное судно, а распространенный тип судов, можно полагать, что турецко-греческие двухмачтовые галеры в основном следовали французско-мальтийскому направлению. В конце XVI в. грот-мачта венецианских и испанских галер имела высоту, равную 0,44 длины судна; а так как здесь развитие шло медленнее, чем во Франции и Мальте, то лишь в течение XVII в. она уменьшилась до окончательной величины - 0,38 общей длины судна.
Фок-мачта составляла 0,96 длины грот-мачты и при этом была такой же толщины. Грота-реи равнялся 0,7 общей длины судна, а фока-реи - 0,9 грота-рея. Поднимали грота-реи на 0,11 длины мачты, считая от вершины, а фока-реи - на 0,14. В другой группе - у французов и мальтийцев, грот-мачта уже к концу XVI в. имела длину 0,37 общей длины галеры, в то время как в Венеции и Испании только во второй половине XVII в. она достигла величины 0,38. Отчетливую разницу между группами можно установить по высоте фок-мачты. У венецианцев, испанцев и генуэзцев она имела почти такую же высоту, как грот-мачта, у французов и мальтийцев - лишь 0,85 длины грот-мачты. Грота-реи был 0,69 длины судна, а фока-реи 0,95 длины грота-рея, т. е. более уравнен, чем у венецианцев и испанцев. Французско-мальтийская группа и свои реи несла по-другому: ниже топа на 0,17 длины соответствующей мачты.
В обеих группах одинаковой была величина бизань-мачты, если ее вообще несли,- 0,6 высоты грот-мачты и рей в 0,65 по отношению к грота-рею, причем его поднимали на высоту от топа на 0,15-0,18 длины бизань-мачты.

 

Подобные же соотношения наблюдались на галеасах: одинаковыми, насколько в Средиземном море что-нибудь можно отметить одинаковыми, была высота грот-мачты - 0,42 длины судна.
Для французско-мальтийской группы применялись следующие соотношения: фок-мачта по отношению к грот-мачте - 0,75, бизань-мачта к грот-мачте - 0,61, грота-реи к общей длине судна - 0,66, фока-реи к грота-рею - 0,91, бизань-рей к грота-рею - 0,64. Венецианцы и испанцы несли фок-мачту, почти равнявшейся грот-мачте, - 0,94, а также высокую бизань-мачту - 0,67 в отношении грот-мачты. Грота-реи равнялся 0,72 общей длины судна, и на этих галеасах он был больше, чем в другой группе, как и фока-реи, равный 0,8 грота-рея, а бизань-рей с его 0,62 по отношению к грота-рею был чуть меньше. Сравнительно одинаковыми для всех были отношения, на сколько близко к топу мачты относительно длины соответствующей мачты поднимали реи: 0,3 - для грота-рея; 0,2 - для фока-рея; 0,18 - для бизань-рея. При этом отчетливо прослеживалась тенденция - реи французов, мальтийцев, а также генуэзцев находились ниже, чем у венецианцев и испанцев.

 

Нести блинда-рей на бушприте, по-видимому, было широко распространено только на венецианских и испанских галеасах. Точных размеров ни для бушприта, ни для блинда-рея привести нельзя, так как это зависело от решения отдельных капитанов. Вероятно, что бушприт составлял 0,55 длины грот-мачты, но иногда, особенно в конце XVII в., его удлиняли до 0,67 (ил. 25, с. 49). Длина блинда-рея менялась значительно: от 0,56 длины грота-рея в конце XVI в. до 0,27 в XVIII в. При этом нельзя утверждать, что длина укорачивалась постепенно, так как имеются картины, относящиеся к началу XVII в., на которых его длина составляла 0,3, и картины XVIII в., где он имеет длину 0,46 длины грота-рея.
Необходимо упомянуть еще довольно частое явление, которое можно встретить на венецианских и испанских галеасах второй половины XVI в. на гравюре со сражением при Лепанто (ил. 23), и некоторых других картинах, что размеры фок- и бизань-мачт менялись друг с другом: бизань-мачта имела почти такую же высоту и длину рея, что и грот-мачта, а фок-мачта была меньше и по своим размерам совпадала с обычной бизань-мачтой. При этом нередко видно, что на венецианских и испанских галеасах фок-мачта несла прямой корпус.

источник: shipmodeling.ru

+380
Отмена
Отмена